Основой для этой антенны послужил симметричный 2-х диапазонный вибратор RV9CX с согласующей короткозамкнутой линией. Антенна имеет небольшие габариты, требует небольшого расхода материалов и питается по одному кабелю, без диплексера. При этом антенна имеет вполне "приличные" показатели.
Схема и размеры антенны представлены на рисунке 1.
Рисунок 1
При моделировании в программе MMANA с высотой установки над землей 5 метров, антенна показала параметры, приведенные в таблице 1. Заметьте, что усиление G здесь приведено относительно изотропного излучателя.
Таблица 1
Частота МГц |
Импеданс Zвх, Ом |
КСВ (к 75 Ом) |
Усиление G, дБ |
Угол главного лепестка |
Подавление назад, дБ |
144 |
77.5-6.3j |
1.09 |
12.35 |
5° |
-21.7 |
145 |
79.6-4.7j |
1.09 |
12.32 |
5° |
-23.6 |
146 |
81.3-3.5j |
1.1 |
12.28 |
5° |
-23.7 |
430 |
75.7-15.8j |
1.23 |
12.73 |
2° |
-2.2 |
433 |
70.8-7j |
1.12 |
13.01 |
2° |
-2.6 |
435 |
68.2-1.1j |
1.1 |
13.16 |
2° |
-2.8 |
На диапазоне 430 МГц параметры антенны носят компромиссный характер, особенно подавление заднего и боковых лепестков, тем не менее остальные параметры достаточно высоки, что в стесненных условиях избавит от необходимости делать отдельную антенну.
Антенна достаточно широкополосна, что позволяет обойтись без настройки. Входное сопротивление в точках питания на обоих диапазонах близко к 75 Ом, поэтому для синфазного питания требуется согласующая линия, конструкция которой представлена на рисунке 2.
Рисунок 2
Полуволновые, 3/2 на 430 МГц, повторители W1, W2 передают входное сопротивление к точке соединения. Четвертьволновая, 3/4 на 430 МГц, линия W3 сопротивлением 50 Ом трансформирует результирующее сопротивление 35…40 Ом в 63...71 Ом, так что КСВ в питающем кабеле Z=75 Ом не превышает 1.2.
Симметрирование производится ферритовыми кольцами подходящего размера, надетыми на питающие кабели у места подключения к антеннам. Размеры линий на рисунке 3 указаны с учетом коэффициента укорочения для кабелей с изоляцией из полиэтилена (Кук=1.5).
Возможная конструкция антенны представлена на рисунке 3.
Рисунок 3
|